TRAVKIN-
MUSEUM.RU

Плес, 1410
Записки археолога

ГЛАВНАЯ ПЛЁС МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЦЕНЫ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ
Главная  Написать письмо  Карта сайта  Обратная связь 

Маленькая заметка о великом событии

В нашем музее



Вспомним: тогда, за год до начала больших работ по организации плёсской таможни, состоялся последний поход новгородских ушкуйников по Волге. Масштабы его были как никогда впечатляющими. Более 7 тысяч вооруженных воинов на 250 кораблях должны были выйти на Волгу по р. Костроме и р. Каме двумя отрядами, затем воссоединиться и идти на Булгар, один из главных посреднических пунктов оптовой торговли того времени. Но план операции был, очевидно, сорван, и сорван на Волге в районе р. Костромы. Вновь процитируем летопись, на этот раз полностью.

"В лето 6917 ходи Анфалъ на Болгары Камою и Волгою, - сто насадов Камою, а Волгою полтораста насадов; и тамо рать около его побиша Татарове, а самого поимавъше, и в орду повели; а Волжеския насады не поспели".

Нам бы, конечно, хотелось побольше конкретики: та флотилия, что должна была выйти в верховья Волги рекой Костромой, просто не успела к сроку или не прошла совсем? К сожалению, все древние записи на этот счёт содержат одинаковые формулировки и все могут толковаться двояко. Так или иначе, меньшая часть войска была разбита татарами на Каме, а вот большей части кто-то сумел воспрепятствовать на Верхней Волге. У Нижнего Новгорода и далее, у Булгара, эти четыре тысячи человек на полутора сотнях кораблей не появлялись (такое не могло бы пройти без последствий и без известий в хрониках). Одно мы знаем точно: в этот год у самых костромских ворот волжской магистрали находился московский великий князь Василий I, и не просто находился, а буквально полгода назад ещё собирал здесь немалое войско для изгнания Едигея из Москвы. Был ли тогда московский владыка в курсе масштабных затей новгородцев? Даже ход предшествующих событий наглядно показал, что агентурная деятельность служб "внешней разведки" средневековой Москвы велась на должном уровне и, вероятно, на всех направлениях. О новгородских приготовлениях князь, конечно, знал и крупнейшую пиратскую акцию сумел сорвать - к великой печали конкурировавшего с верхневолжскими "гостями и суконниками" северо-западного торгового сообщества.

Новгородские купцы навсегда остались в истории как люди серьёзные, основательные - на их коммерции держался Господин Великий Новгород. Видимо, в начале XV века в вопросах волжской торговли они обозначили для себя некий момент истины: решено было всеми средствами пробить надёжные пути на восток. То ли обострение отношений Дмитрия с Витовтом в 1408 году окрылили коммерсантов, то ли что-то другое… Так или иначе, было принято решение, во-первых, основательно "прочистить" верхневолжский и камский пути (большой поход Анфала), а во-вторых, сделать более удобными волоки - места "перетаскивания" кораблей на водоразделах, из бассейна одной реки в бассейн другой. Древних волоков только на территории современной Вологодской области сегодня насчитывается семнадцать (!). С одновременным их использованием "полтораста насадов" анфаловых могли достаточно быстро сконцентрироваться для совместного, единой силой, появления на Волге в районе г. Костромы.

Следы инженерных работ на волоках сохранились и по сей день. Их видел один из создателей научно-исследовательской программы "Плёс" ивановский архитектор А.Б. Дьяков. Он побывал в тех местах, где максимально близко сходятся верховья рек Сухона и Кострома, точнее, их притоки (Лежа и Монза). Удивительно, но даже современное местное население на Монзенско-Лежском волоке сохранило память о "старине глубокой".

Вот только зря старались новгородцы. На их беду, к 1409 году князь Василий оказался с войском на Волге, то есть на пути главной флотилии ушкуйников. Поход был сорван. Новгородцам пришлось свернуть и начатые было масштабные строительные работы. Историк В.Ю. Халтурин сообщает следующий интереснейший факт: один из каналов, что начали копать для кораблей на месте волока, оказался так и не достроен. Стройку забросили. Почему - теперь мы знаем.

К 1410 году Верхняя Волга была без пяти минут московской. Точку в окончательном решении волжской проблемы поставило строительство Плёсского таможенно-оборонительного рубежа.

Для справки




Copyright © http://www.travkin-museum.ru
All rights reserved

travkin-museum@mail.ru