TRAVKIN-
MUSEUM.RU

Публицистика

ГЛАВНАЯ ПЛЁС МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЦЕНЫ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ
Главная  Написать письмо  Карта сайта  Обратная связь 

Палехский Перун как плод фантазии

В нашем музее

2004 г. http://liga-ivanovo.narod.ru/publics.htm

Признаюсь, когда, еще даже не читая статью /С.А. Белякова/, увидел фотографию хорошо известного мне "палехского Перуна", я приготовился ознакомиться еще с одной псевдонаучной любительской "концепцией". Но автор оказался корректен, ничего не навязывал от себя и обратился к историкам-профессионалам с просьбой (что случается, к сожалению, не часто!) высказаться по поводу загадочного валуна. "Ведь мы так мало знаем о древней истории нашего края", - сказал автор статьи, и это желание узнать больше заставило меня взяться за перо.

Не знаю, насколько я вправе выносить решающие суждения. Но по профессии, по роду занятий я историк, вот уже третий десяток лет занимаюсь далеким прошлым Ивановского края. Священным камням посвятил часть своей диссертации. Кроме того, с означенной "каменной сенсацией" знаком еще с ее возникновения.

Как справедливо заметил С.А. Беляков, камень приметил любознательный исследователь палехского искусства В.Т. Котов. Он усмотрел в крупном валуне некое сакрально назначение. Тогда, лет двадцать назад, я специально приехал в Палех по просьбе В.Т. Котова и выслушал его увлекательный рассказ и о том, что валун имеет "особый мировоззренческий смысл в славянском язычестве" как изображение бога Перуна или, возможно, имеет отношение к язычеству… мордвы. Каюсь, я не посмел возразить увлеченному человеку и, видимо, напрасно. Потому что идея оказалась живучей, и к "потрясающему" открытию в области истории захотели приобщиться и художник М.И. Ларионов, и фотограф В.П. Кунышин… Новые версии любителей оказались просто сногсшибательными: на недавней краеведческой конференции в Шуе нелепости "нетрадиционного" доклада по "проблеме камня" вызвали откровенное сочувствие зала, и, разумеется, они не нашли отражения в материалах вышедшего затем научного сборника.

Так вот: не было никакого "Перуна". Был и есть крупный камень необычной формы, "обработанный" ледником. По форме он, кстати, не такой уж и необычный. Очень похожие, только меньших размеров, мне не раз приходилось видеть в Плесе, где ледник наследил более явственно. Случалось видеть формы и более затейливые: их, кстати, в первые дни любой экспедиции юные археологи поминутно приносят показать, усматривая и скульптуры, и лица на них, и, разумеется, буквы. Причина ясна: люди впервые в жизни обратили внимание на камни и сразу понаделали открытий (к счастью, для себя, а не для публикаций и докладов). Да вы и сами можете провести простой опыт. Найдите кучу гравия или валунов, сядьте на нее верхом и переберите камни. Уверяю, вас ждет масса открытий!

А как же "абстрактное изображение человека" на палехском камне? В древние времена наши предки даже сакральное старались изображать до наивности конкретно, о чем свидетельствуют находимые при раскопках камни с начертаниями. "С противоположной стороны - топор"? В раннем средневековье в наших местах топоры имели несколько иную форму. "Культ Перуна"? Академик Б.А. Рыбаков совершенно справедливо заметил, что культ Перуна был сугубо дружинным и не имел широкого распространения. Раскопки же в Плесе (равно как и летописи) убеждают в том, что даже подавляющее большинство дружинников, не говоря о простых горожанах и селянах, Перуну предпочитали Велеса. Семь лет тому назад в центре домонгольского Плеса раскопками было открыто общегородское святилище Велеса, и в нем - явные доказательства вышесказанному.

Крупные средневековые культовые камни, по мнению большинства историков, оставлены в Центральной России дорусским, финским населением. Поволжские финны нашего края (меря, мурома, мари - но не мордва) являются прямыми нашими предками, и давайте постепенно отвыкать от навязчивой "истины" о захвате региона некими славянскими колонистами: нет тому реальных доказательств. Это я уже по поводу расшифровки якобы славянских надписей и букв. Письменность у финнов к моменту их вхождения в состав древнерусской государственности, конечно, уже была: своя, руническая. Но те, кто предлагает расшифровку "надписи" на палехском камне, ничего серьезного здесь a priori предложить не могут! Ведь они местных финских рун в глаза не видели! Тот неполный десяток знаков, что недавно получен в результате раскопок на территории Ивановской области, еще не опубликован и, естественно, пока не расшифрован. Так что никакого "Ария Буса", "аза" или "лика" на камне нет. Там вообще нет никаких надписей. Есть прерывистые борозды, оставленные ледником, водой, морозом, плугом, наконец. Не верите - снова поройтесь в куче гравия, и вы найдете там для себя потрясающие надписи на разных языках.

Реальные надписи на камнях выглядят иначе, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. Да и настоящие культовые камни имеют иную форму и иную сакральную "организацию". Есть таковые и в Ивановской области. Но это уже, как говорится, другая история. Настоящая, не "альтернативная".

Для справки






Copyright © http://www.travkin-museum.ru
All rights reserved

travkin-museum@mail.ru